Авиагоризонт (avia_gorizont) wrote,
Авиагоризонт
avia_gorizont

Categories:

Летописец из ЛИИ

Статистика не знает, сколько у нас в стране летчиков-испытателей. Но это известно историку авиации Андрею Симонову.


…Удивительно, но до недавнего времени сведения о точном количестве отечественных летчиков-испытателей, создавших России славу авиационной державы, отсутствовали.

Другим парадоксом является тот факт, что назвать всех поименно стало возможным лишь с утерей этого статуса -  одновременно с развалом авиапрома, исчезновением режима секретности в архивах и другими изменениями в стране на рубеже 80-90-х годов прошлого века …
Как бы там ни было, но восполнить недостаток информации взялся авиаисторик Андрей Симонов. Часть своих изысканий он оформил в виде справочника «Заслуженные испытатели СССР». Перепись показала следующее: заслуженных летчиков-испытателей СССР – 419 человек, заслуженных штурманов-испытателей СССР - 164 человека, заслуженных парашютистов-испытателей СССР – 10 человек.


  
Выходу книги предшествовала долгая пятнадцатилетняя работа по сбору и проверке информации. Такая основательность сейчас выглядит исключением на фоне «маститых историков» выпускающих по книжке в месяц и объясняется изначально некоммерческой ориентации издания. «Перед Историей все равны» - решил Симонов, отказываясь от включения в книгу оплаченных корпоративных материалов с утвержденным списком персоналий. Оборотной стороной этой принципиальности стали финансовые трудности в выпуске книги. Но «просите и дано будет вам»: почти вся необходимая сумма была собрана при помощи друзей и благотворителей. Некоторую часть денег добавил сам Андрей, также сделавший во имя оптимизации бюджета и компьютерную верстку издания. И вот, наконец, справочник «Заслуженные испытатели СССР» увидел свет!
 

    
Масштаб проделанной работы впечатляет! Впрочем, в предисловии историк скромничает, что «… некоторые биографии не так полны, как хотелось бы» и «… данные, требующие дальнейшей проверки выделены курсивом». Конечно, совершенству нет предела, но заслуг автора это все равно не умаляет - тем более, что, такой честный разговор с читателем редок. Как редок и сам факт выхода подобных книг. И речь не только про авиационную историю…
Сам Андрей Симонов авиацией и историей начал интересоваться еще в детстве. В обоих случаях это произошло благодаря деду - штурману бомбардировочной авиации, подполковнику в отставке Андрею Гордеевичу Симонову. Его Пе-2 поднимался в военное небо Сталинграда, Курской дуги, Белоруссии, Польши, Берлина.
 

 
После Победы фронтовик еще некоторое время продолжал служить в ВВС.  И даже после ухода с летной работы разговоры про самолеты были одной из главных тем в семье. Неудивительно, что увлечение авиацией внук унаследовал вместе с именем деда.
Интерес к истории пробудила одна из книг о Великой Отечественной войне, оставившая после прочтения много вопросов. А задать их было некому: Андрея Гордеевича к этому времени уже не было в живых… Вместе с тем образ деда вдохновил внука на самостоятельный поиск ответов путем поездок в архивы других городов и переписку с однополчанами штурмана-бомбардира.
Такой стала первая разработка Андрея Симонова – в то время школьника. А к моменту окончания школы дальнейший жизненный путь был определен – конечно, заниматься историей. Однако планы юного историка скорректировала начавшаяся в стране Perestroyka и… отец, сотрудник одного из промышленных КБ  Глава семейства озвучил следующую мысль: «Сейчас историю будут переписывать каждый день. Ты будешь вынужден либо врать, либо сидеть без работы».
Врать не хотелось, сидеть без работы тоже. Альтернативой стал третий путь – поступил в технический вуз и приступил к изучению физики и вычислительной техники, а история стала хобби. Впрочем, слово «хобби» больше ассоциируется с собиранием фантиков или этикеток на досуге. Подход студента Симонова к изучению истории Отечества и тогда был серьезен: в поисках интересующих документов колесил по архивам, дотошно изучал документы, с интересом встречался с людьми, педантично составлял картотеку, собирал личную библиотеку. Кстати и сейчас, что считать в его жизни увлечением, а что работой – акценты расставляет сам «романтический педант»: «Мое техническое образование – это случайность. И хотя специальность связана с техникой, у меня постоянный крен в человеческий фактор».
С этим же «постоянным креном» по окончании института ушел в армию. Армейская служба тоже оказалось связанной с небом – вот только разглядывать его приходилось через радиолокатор станции дальнего обнаружения в системе противоракетной обороны Москвы. В то время важнейшим спутником лейтенанта Симонова был «дежурный чемоданчик» - но не с секретными кодами пусков ракет, а под завязку набитый справочниками по авиации. И графики боевых дежурств нисколько не мешали «дальним обнаружениям» в истории.
Спустя несколько месяцев после ДМБ-98, молодой офицер целенаправленно устроился работать в ЛИИ им. М.М.Громова в г. Жуковский, где живет и работает поныне.
  

 
В разные годы был инженером комплекса организации перевозок, начальником наземной поисково-спасательной службы, спасателем руководителем аварийно-спасательных работ – это если говорить о работе. Что касается истории, то переезд в Авиаград позволил Андрею работать с богатейшим фактическим материалом – документами, непосредственными участниками, свидетелями событий, как говориться, не сходя с места. Коллеги по институту, зная о существовании иного направления «поисково-спасательной» работы, уважительно кличут его «наш летописец».
На сегодняшний день, список «летописей» историка не ограничивается лишь вышеуказанным справочником о заслуженных испытателях. С 1999 года в соавторстве выпущены книги «Испытатели МиГов», «Испытатели ЛИИ», «Герои Советского Союза и РФ Северного административного округа г.Москвы», «Командующие воздушными армиями». Помимо этого Андрей - автор множества статей на авиационную тематику и сценариев более 50 документальных фильмов. Например, редкий фильм студии «Крылья России» обходится без его фамилии в титрах.
А очередные творческие планы вырисовываются в виде книги «История 779 бомбардировочного авиаполка». Здесь историк Андрей Анатольевич Симонов ставит задачу все так же глобально – не только рассказать о каждом дне боевой работы полка, но и вспомнить всех служивших в нем поименно. Вместе со штурманом полка Андреем Гордеевичем Симоновым…
 
 
 
 
 Прочитать дополнительно о книге и сделать заказ можно здесь
Tags: Андрей Симонов, ЛИИ им. Громова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments